Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Хореография

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 430
(МБДОУ – детский сад № 430)
620028 г. Екатеринбург, ул. Школьников, 14
Тел.: 232-32-90, 232-32-70
ОГРН 1126658010820 ИНН/КПП 6658409989/665801001

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
430
МБДОУ – детский сад № 430
Протокол № 1
от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ-

детский сад №

/ О.Н. Галлямова
приказ № 133 от «30» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности «ХОРЕОГРАФИЯ»

для детей 3-7 лет

Содержание:
1.Пояснительная записка

3

Основные цели.
Организационно-педагогические условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования
«Хореография»:
• Кадровые условия
• Материально-техническое обеспечение
• Дидактические условия
2. Календарный учебный график
3. Учебный план
4. Целевые ориентиры освоения детьми образовательной программы
дополнительного образования «Хореография»

3
4

1.1.
1.2.

5. Оценочные материалы освоения детьми образовательной программы
дополнительного образования «Хореография»
6. список литературы

4
4
5
5
6
8

9
11

Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Хореография» имеет
художественную направленность, рассчитана на 4 года, предназначена для музыкальных
руководителей и педагогов-хореографов, работающих с детьми дошкольного возраста в
системе дополнительного образования. Необходимость разработки Образовательной рабочей
программы «Хореография. Театр танца» для детей 3-7 лет обусловлена запросом
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 430.
По мнению Крейга (Г.Крейг, 2000) у дошкольников сложно провести границу между
моторным и перцептивным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Отсутствие
системной и чёткой концепции этого направления в дошкольном образовании приводит к
фрагментарности в разработках по данному вопросу. Это побудило к созданию данной
программы для детей дошкольного возраста с 3 лет.
Настоящая программа разработана на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 с изменениями
и дополнениями
•
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
•
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 430
Структурно программа представляет собой комплекс из 4 модулей, каждый из которых
состоит из психофизиологического обоснования, тематического плана, содержания курса,
требований к уровню подготовки детей. В учебно-методическое обеспечение занятий входят
литературное и практическое приложение.
Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ «проживания»
ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения жизни, сочетание коллективного и
индивидуального творчества, единство чувственного и рационального. Музыка даёт «команды»
движению, движение – отображает характер музыки. Одним их основных принципов в
создании и воспроизведении ребёнком танца является целостность восприятия образа. Согласно
этим принципам выбрана и форма подачи учебного материала - Театр танца как синтез
искусств.
1.1.Основные цели программы:
• Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих способностей детей.
• Образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных
образов и способности выражать их в движении, основываясь на принципах психофизиологической
зрелости, законах роста и развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит
педагогу двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».
• Развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребенка (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально-волевую сферу.
Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка с ОВЗ (невербальными
3

средствами коммуникации).
•Воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру, разнообразить
оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических
недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений),
обеспечить интерес и любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить
ребенка с этикетом танца.
Кроме того, выбранная форма – эффективное средств формирования нравственного здоровья
ребенка с ОВЗ.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
По содержанию программа представляет:
Подготовительный уровень: «Игра - начало театра», который предполагает
обучение детей 3-х – 4-х лет. Рассчитан на один год. Задача - подготовка ребенка к
овладеванию навыками «мышления телом».
Первый уровень: «Искусство танца» рассчитан на два года для детей 5-ти лет. Задача расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную память.
Второй, заключительный уровень: «Театр Танца» для детей 6-ти лет позволяет
непосредственно создавать с детьми танцевальные миниатюры и спектакли.
Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается
личностно - центрированный подход в обучении хореографии; танец рассматривается как
способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоциональноволевой сферы.
1.2.Организационно-педагогические условия для реализации образовательной
программы дополнительного образования «Хореография»:
 Кадровые условия
В МБДОУ - детский сад № 430 созданы необходимые кадровые условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования «Хореография».
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МБДОУ расположенном на
втором этаже здания. Для успешного осуществления программы имеется следующее
оборудование и атрибуты:
• Аудиоаппаратура.
• Фортепиано.
• Напольные коврики.
• Форма для занятий:
Девочки: белые футболки, белые юбки, носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная
обувь, волосы хорошо подобраны.
Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки.
• Коврики для занятий партерной гимнастикой по количеству детей в группе.
• Платочки 25 *25 см по количеству детей в группе.
• Ленточки
50
см.
на
кольцах,
(по 2 на человека).
• Погремушки (по 2 на человека).
• Флажки разноцветные (по 2 на человека).
4

желательно

разных

цветов

• Корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы по 10шт.
• Атрибуты для сюжетно - ролевых танцев
 Дидактические условия:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
Приемы:
• игра;
• беседа;
• показ педагогом;
• наблюдение.
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи,
правила поведения на сцене, словари терминов.
2. Календарный учебный график
Образовательной программы дополнительного образования
«Хореография»
№

Наименование курса

1

Курс "Игра-начало театра" для
детей 3 – 4 лет
«Хореография»
- «Азбука танца»
- «Язык танца»
- «Этикет танца»
- «Игра-начало театра»
- «Репертуар»

2

Курс "Искусство танца" для детей
5-6лет
«Хореография»
- «Азбука танца»
- «Язык танца»
- «Этикет танца»
- «Игра-начало театра»
- «Репертуар»

3

Курс "Искусство танца" для детей
6-7лет
«Хореография»
- «Азбука танца»
- «Язык танца»
- «Этикет танца»
- «Игра-начало театра»
- «Репертуар»

Месяц
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь

Занятия проводятся во второй половине дня.
5

Количество
часов в
неделю
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Всего
часов в
месяц
10
8
8
6
8
8
8
6
6
10
8
8
6
8
8
8
6
6
10
8
8
6
8
8
8
6
6

Всего
часов
в год
68

68

68

"Игра-начало театра" для детей 3-х - 4-х лет: 2 раз в неделю по 20 минут.
"Искусство танца" для детей 5-6лет: 2 раза в неделю по 25 минут.
"Искусство танца" для детей 6-7лет: 2 раза в неделю по 30 минут.
3. Учебный план по курсу "Игра-начало театра" для детей 3-х -4-х лет
Раздел

Тема

" Азбука танца"

" Язык танца"

" Этикет танца"
" Игра-начало театра"

Репертуар

Кол-во часов

Теория
Постановка корпуса
0,1
Ходьба
0,1
Бег
0,5
Прыжки
0,3
Подскоки
0,2
Притопы
0,3
Упражнения для кистей и рук
0,5
Упражнения для головы
0,5
Партерная гимнастика
0,8
Упражнения для корпуса
0,2
Итого
2,0
Танцевальные движения
1,5
Парные движения
1.5
Упражнения с предметами
1,0
Ориентация в пространстве
1.0
Итого
5,0
поклон
0.5
Итого
0.5
Работа над мимикой лица
1,0
Этюды
1,0
Слушанье музыки
0.5
Итого
2.5
«Пальчики-ручки»
0,2
«Согревалочка»
0,2
«Заинька»
0,2
«Енотик»
0,2
«Гуляем и пляшем»
2,5
«Утята»
2,5
«Танец с платочками»
2,5
«Сапожки»
2,5
«Ножка»
0.2
«Помирились»
0,3
«Неваляшка»
0,3
Итого
2,5
итого по всем разделам
10,0

6

Практика
1,0
1.0
2,0
1.0
1,0
1,0
0,5
0,5
1.5
0,5
5,0
2,5
2,5
4,0
3,0
12,0
2,0
2,0
1.5
2,0
1,5
5,0
0,4
0.4
0,5
0,6
0,5
0,6
0,5
0,6
0,5
0,6
0,5
6,0
24,0

Итого
0.6
0,6
1,25
0,6
0,6
0,6
0,5
0,5
1,2
0,4
3,5
2,0
2,0
2,5
2,0
17,0
2,5
2,5
2,5
2,0
3,0
7,5
0,6
0,6
0.7
0,8
0,8
0,5
0,8
1,0
0,7
1,0
0,8
8,5
34,0

Раздел

Тема

Учебный план по курсу "Искусство танца" для детей 5-6лет
Кол-во часов
Теория

" Азбука
танца"

Постановка корпуса
Ходьба
Вот
Прыжки
Подскоки
Притопы
Упражнения для кистей, пальцев и рук
Упражнения для головы
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Танцевальные движения
Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
поклон
Итого

" Язык
танца"

" Этикет
танца"
" Играначало
театра"
Репертуар

Раздел

0,2
0,3
0,5
0,3
0,4
0,3
0,5
0,5
0,8
0,2
1,5
1.5
1,0
1.0
1,0
1,0
2,0
2,0
1,0
0,4
0,4
0,4
0,4
|
0,5
0,5
0,5
0.5
0.4
0,5
0,5

Работа над мимикой лица
Этюды
Слушанье музыки
"Лявониха"
"Полька- шутка
"Прощаться-здороваться"
"Пляска парами"
Толстушки"
"Веселые ладошки"
" Танец кукол"
" Танец с мячиком"
"Пляска с султанчиками"
" Куклы-неваляшки"
"Кузнечик"

Практика
1,0
1.0
2,0
1.0
1,0
1,0
0,5
0,5
1.5
0,5
2,5
2,5
4,0
3,0
4,0
4,0
3,0
2,0
5,0
0,8
0.8
1.0
1,2
1,0
1.2
1.0
1.5
1.0
1.5
1,0

Учебный план по курсу "Искусство танца" для детей 6-7лет
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Постановка корпуса
0,2
1,0
" Азбука танца"
Ходьба
0,3
1.0
Бег
0,5
2,0
7

Итого
1,2
1,3
2,5
1,3
1,4
1,3
1,0
1,0
2,3
0,7
4,0
4,0
5,0
4,0
5,0
5,0
5,0
4,0
6,0
1,2
1,2
1,4
1,6
1,5
1,1
1,5
2,0
1,4
2,0
1,5

Итого
1,2
1,3
2,5

" Язык танца"

" Этикет танца"
" Игра- начало театра"

Репертуар

Прыжки
Подскоки
Притопы
Упражнения для кистей,
Упражнения
пальцев рук для головы
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Итого
Танцевальные движения
Парные движения
Упражнения с
Ориентация
предметами в
Итого
пространстве
Поклон
Итого
Работа над мимикой лица
Этюды
Слушанье музыки
Итого
"Полька-тройка"
"Разноцветная игра»
"Кузнечик"
Танец Гномов"
Северное сияние"
"Танец с балалайками"
" Танец Муравьишек"
" Полянка"
"Резвые лошадки"
" Упала шляпа"
"Миллион алых роз"
Итого
итого по всем разделам

0,3
0,4
0,3
0,5
0,5
0,8
0,2
4,0
1,5
1.5
1,0
1.0
5,0
1,0
1,0
2,0
2,0
1,0
5,0
0,4
0,4
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0.5
0.4
0,5
0,5
5.0
20,0

1.0
1,0
1,0
0,5
0,5
1.5
0,5
10,0
2,5
2,5
4,0
3,0
12,0
4,0
4,0
3,0
2,0
5,0
10,0
0,8
0.8
1.0
1,2
1,0
1.2
1.0
1.5
1.0
1.5
1,0
12,0
48,0

1,3
1,4
1,3
1,0
1,0
2,3
0,7
14,0
4,0
4,0
5,0
4,0
17,0
5,0
5,0
5,0
4,0
6,0
15,0
1,2
1,2
1,4
1,6
1,5
1,1
1,5
2,0
1,4
2,0
1,5
17,0
68,0

4. Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 3-4 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Правила исполнения движений в паре.
• Тему контрастов в музыке и движении.
• Простейшую терминологию «Азбуки танца».
• Правила поведения в танцевальном зале.
Умения:
• Откликаться на динамические оттенки в музыке и
простейшие ритмические рисунки.
• Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
•

Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички, зайчика,
лошадки, кошки, котенка, мишки, мышки...)
• Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью взрослого - по
показу).
8

Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 5-6 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Динамические оттенки в музыке.
• Несколько исходных положений для исполнения
движений в паре
Умения:
• Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках,
притопах)
• Свободно владеть атрибутами.
Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар.
Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 6-7 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Достаточный запас танцевальных движений.
Умения:
• Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки.
• Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках,
притопах).
• Показать достаточный уровень исполнительской выразительности.
5. Оценочные материала освоения детьми 3-4 лет образовательной программы
дополнительного образования «Хореография».
Знания:
- знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно),
- может оценить контраст в музыке и движении;
- проявляет интерес к танцам,
- принимает участие в танцах (всегда, охотно);
- задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения;
- знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале.
Умения:
- откликается с удовольствием на динамические оттенки в музыке и простейшие
ритмические рисунки,
- реагирует точно на музыкальное вступление;
- исполняет правильно, красиво танцевальные элементы раздела «Язык танцев»: простой
шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты.
- утомляется незначительно к концу занятия.
- ориентируется хорошо в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
- передает художественные образы в танце эмоционально.
- овладел репертуаром по курсу полностью.
Оценочные материала освоения детьми 5-6 лет образовательной программы
дополнительного образования «Хореография».
Знания:
-

знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно);
9

-

Умения:

-

знает несколько исходных положений для исполнения движений в паре
народного и бального танца (всегда, точно);
может оценить динамические оттенки в музыке;
проявляет интерес к танцам,
принимает участие в танцах (всегда, охотно);
задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения;
знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале.
делает
поклон
на
музыкальное
вступление,
в соответствии с
характером и темпом музыки (точно);
красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет их в
свободных композициях, этюдах и играх.- утомляется незначительно к концу
занятия.
свободно владеет атрибутами;
имеет навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики;
согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе.
самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар.
самостоятельно не исполняет предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар;
быстро утомляется и отвлекается.
репертуаром по курсу овладел частично.

Оценочные материала освоения детьми 6-7 лет образовательной программы
дополнительного образования «Хореография».
Знания:
-

знает азы партнёрских отношений;

-

знает 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу (на усмотрение
педагога, ориентированного на возможности детей); 4-5 индивидуальных
танцев;

-

знает варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном
построении;

-

владеет достаточным запасом танцевальных движений.

Умения:
-

проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки всегда;

-

откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах) всегда точно;

-

показывает достаточный уровень исполнительской выразительности всегда;

-

красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет их в
свободных композициях, этюдах и играх всегда;

-

свободно владеет атрибутами всегда;

-

имеет навыки упражнений «партерной» гимнастики;

-

согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе всегда;

-

критически оценивает уровень своих исполнительских возможностей.

10

Список литературы
1. Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду. Творческий центр Сфера. М.,
2009.
2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999).
3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000).
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Союз, С-Пб., 1997.
5. Дьяченко О.М. развитие воображения дошкольника. М., 2008.
6. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
7. Картушина М.Ю. «Народные праздники в детском саду». Издательство « Сфера», 2007 г
8. Каплунова, И. Новосельцева И. «Ах, карнавал!.. Праздники в детском саду».
Издательство «Композитор-Санкт-Петербург», 2001 г.
9. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактическме игры для дошкольников». Издательство
«Просвещение», 1991 г.Е.П. Раевская «Музыкально-двигательные упражнения в
детским саду». Издательство «Просвещение», 1991 г.
10. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М., Просвещение 1993.
11. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Творческий центр Сфера. М.,
2009.
12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М., Просвещение 1986.
13. Утренняя гимнастика под музыку. М., Просвещение 1984.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение 1995.
15. Усова О.В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца».
Екатеринбург, 2001.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».