Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 430
(МБДОУ – детский сад № 430)
620028 г. Екатеринбург, ул. Школьников, 14
Тел.: 232-32-90 , 232-32-70
ОГРН 1126658010820 ИНН/КПП 6658409989/665801001
ПРИНЯТО
На педагогическом совете
МБДОУ – детский сад № 430
Протокол № 1
от «29» августа 2022 года
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУдетский сад № 430
/ О.Н. Галлямова/
от «29» августа 2022 года
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда по развитию и коррекции речи у детей с
ФФНР, ОНР в условиях кабинета по оказанию логопедической
помощи Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад № 430
Екатеринбург, 2022
1
Содержание
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка……………………………….…………..……......3
1.2. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда
логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения речи………………………………..5
1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей
1.3.1. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет……………….…….……7
1.3.2. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет……………….………….8
1.4. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом
развитии…………………………………………………………………………9
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы……….….….12
Аналетическая справка……………………………………………….…….…14
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии
с направлениями речевого развития ребенка…………...................................15
2.2 Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности в условиях логопедического пункта
ДОУ…………………………………………………………………………….16
2.3. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса.…………...18
2.4. Мониторинг…….…………………………………………………………20
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей программы логопеда……………………..………………………….24
3. Развивающая предметно-пространственная среда……………….…..24
4. Список литературы………………………………………………….……26
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как
самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного
образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои
мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в
качестве средства общения, познания, творчества в целевые ориентиры. По
сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть
достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых
ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые
могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно
проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно
увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом
наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического,
психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую
симптоматику нарушений.
Адаптированная
программа
коррекционной
образовательной
деятельности рассчитана на 2022-2023 учебный год и предназначена для детей
5 – 7 лет с нарушениями речи (нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи
(Далее - НВОНР, ФФНР, ОНР), зачисленных в логопедический пункт.
Основными нормативными документами при разработке рабочей
программы учителя-логопеда по развитию и коррекции речевых нарушений у
детей 5-7 лет в условиях кабинета оказания логопедической помощи
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 430 (далее МБДОУ) являются:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
3
Основная общеобразовательная программа МБДОУ-детского сада №
430;
Инструктивное письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №
2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»;
Положение об оказаний логопедической помощи МБДОУ - детского сада
№ 430;
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«Мозаика», В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева;
Примерная адаптированная основная образовательная программа для
детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Н.В. Нищевой;
Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой; а также
разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и
специальной педагогики и психологии.
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий
для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств
детей, имеющих речевые нарушения.
Исходной теоретической и методологической основой программы
являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии
Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании
умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей
и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования),
В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко,
Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на
основе теоретических положений о роли полноценных фонематических
процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е.
Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа
ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и
их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых
сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности
ребёнка и готовности к овладению грамотой.
4
1.2. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда
логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
Цель программы – создать условия для формирования полноценной
фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и
синтеза у детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР и др. речевыми
патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие
лексико-грамматических категорий и связной речи
(монологической и диалогической речи).
Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка; при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в
различных видах деятельности;
5
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом
обще дидактических и методических принципов, так как именно они являются
руководящей идеей организации речевого развития детей;
- принцип активности:
- принцип наглядности:
- принцип систематичности:
- принцип доступности и посильности:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
детей:
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи:
- принцип развития языкового чутья
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка:
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
развития речи, как целостного образования:
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности:
- принцип обеспечения активной речевой практики:
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность —
основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие (индивидуальные и подгрупповые) занятия, в соответствии с
Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными
играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не
дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, основной задачей адаптированной программы учителялогопеда на 2022-2023 учебный год является овладение детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению
6
в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы
общего образования.
1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей
1.3.1. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в
развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник
может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года
жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может
читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать
громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи
на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают
употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений
слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.);
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,
прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение
людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно
строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета,
пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном
монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к
событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями
разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш
способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно
чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в
который включается еще и автор, история создания произведения. Практика
анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению
читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать.
7
Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети
хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми
связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 2025 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость.
При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и
средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. К нагляднодейственному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без
практических проб выявить необходимые связи и отношения.
1.3.2. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые
жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь,
трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными,
обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание
дошкольников
становится
произвольным,
время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться
все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные.
В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок
обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
8
1.4. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом
развитии
Структура нарушения речи у детей дошкольного возраста неоднородна.
Общее недоразвитие речи I уровня.
Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения.
Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас,
который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного
развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые
компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов.
Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений
(например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и
колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и
тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово
другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать)
вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов,
воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.
Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют.
Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение
смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук
произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи
все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не
сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется
фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического
оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая
речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо
характеризуется фрагментарностью.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно
возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи
преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных.
Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например,
«стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много
смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень
много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок
использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С
точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но
грамматически
фраза
оформлена неправильно.
Не
все
формы
дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные
беспредложные формы (неправильное согласование существительных и
прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно9
падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например, «Я была
лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются
редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения
грамматического строя речи. Наблюдается большое количество
аграмматизмов
при
употреблении
существительных,
глаголов;
прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный
характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения.
Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме
уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого
недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы,
чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается.
Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все.
Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на
фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок
воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение
многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся
вариативно
(например,
«ада»
вместо
«звезда»).
Нарушение
звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся
гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения
и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические
и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи
остается
неполным,
т.к.
многие
грамматические
формы различаются недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично
сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает
формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения,
навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого
развития.
Дети с ОНР III уровня характеризуются появлением развёрнутой
обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических
отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление
многих слов и недостаточно полная сформированность ряда, грамматических
форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные
и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия,
состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор
однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в
употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в
согласовании различных частей речи, построении предложений.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не
10
различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую
структуру и звуковую наполняемость слов. Связное речевое высказывание
детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в
нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их
существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся
сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны
неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности
запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они
отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной
истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие
дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата:
изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких
артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность
произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение
мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и
неловкость движений, застревание на одной позе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков,
обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с
фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса
формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может
быть выражена в речи ребёнка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в
речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов
восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при
практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех
11
перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические
компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены
в большинстве случаев не резко. Отмечаются бедность словаря и
незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При
углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные
ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в
согласовании
прилагательных
и
порядковых
числительных
с
существительными и т. п.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
В итоге логопедической работы дети с ОНР II - III уровня должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я
сложными предложениями навыками объединения их в рассказ.
Дети с ФФНР должны научиться:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
владеют интонационными средствами выразительности речи в
сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм
существительных и проч.;
12
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов
должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги
употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий,
прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых
букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
13
2.3 Аналитическая справка по оказанию логопедической помощи.
В сентябре 2022 года на логопедический пункт ДОУ были зачислены 25 детей
Из 25 ребенка с нарушениями речи:
12 ребенок с логопедическим заключением ФФНР;
1 детей с логопедическим заключением ОНР 2-3-4 уровня.
14
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в
соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями
речи;
Осуществление
индивидуально
ориентированной
медикопедагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей;
Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной
общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в
образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная
область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план,
так как овладение родным языком является одним из основных элементов
формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и
развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в
соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО
являются:
1. Воспитание
звуковой
культуры
речи
(нормализация
звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и
произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и
слова, нахождение места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в
которой происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и
предложений),
В) словообразование;
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и
диалогической (разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
15
2.2. Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется
чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению
ФФНР и ОНР у детей, зачисленных в кабинет по оказанию логопедической
помощи ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию
образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и
потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ –
подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной
формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность.
Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие
при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных
форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется
задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на
логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое
обследование
проводится
с
1
по
30
сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия
проводятся с 01 октября по регламенту НОД, составленному учителемлогопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп
логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от
специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе
работы в кабинете по оказанию логопедической помощи является
дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет
времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент
логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению
общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при
необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических
занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
16
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с
детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 2530 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые
нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР
по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 5
человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером
и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и
индивидуальными
психофизическими
особенностями
детей,
продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФФНР
занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в
применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на
устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных
для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет
возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать
контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,
сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен
овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и
автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в
прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя
те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом
обусловлена
индивидуальными
особенностями
детей.
Примерная
продолжительность занятий с детьми с ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2
года. Согласно положению, об оказании логопедической помощи ДОУ, в
течение года в кабинете по оказанию логопедической помощи занимаются до
25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере
устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы
отмечаются в речевой карте ребёнка.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является
применение современных коррекционно-логопедических технологий,
направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с
речью процессы:
17
- игровых технологий в логопедической коррекции;
- технологии речедвигательной ритмики;
- технологии коррекции психомоторного развития;
- информационно- коммуникационных технологий;
- здоровьесберегающих технологий;
- технологии логопедического массажа
В логопедическом кабинете создаётся коррекционно-развивающая среда
с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарногигиенических требований.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации
детей с речевыми нарушениями к условиям школьного обучения.
2.3. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса
Данная программа может быть успешно реализована при условии
включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц,
их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада
(музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре,). Работа
по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в
нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и
утренние часы, а также во время непосредственной образовательной
деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно
закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с
запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой
соответствующих рекомендаций, обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Консультации по запросу проводятся
учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников, которые
не посещают логопедический пункт. Курс вопросов касается профилактики
нарушений устной и письменной речи, дифференциации возрастного и
18
индивидуального развития речи конкретного ребенка. Даются рекомендации
по развитию детской речи.
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной или
групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с
конкретным воспитанником и его семьей.
Взаимодействие с воспитателями
Организация профилактической работы способствует снижению количества
фонетических нарушений у детей. Учитель-логопед предлагает различные
упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и
мелкой моторики.
Информирование воспитателей групп о продвижении детей в речевом
развитии, а воспитатели, ориентируясь на консультации учителя-логопеда,
осуществляли контроль за соблюдением единого речевого режима на
занятиях, вели работу по развитию мелкой моторики, артикуляционной
моторики, автоматизации звуков, развитию словаря и грамматического строя
речи.
Взаимодействие с медицинским персоналом
1. Своевременное направление на медицинское обследование детей с
тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание, ОНР, ФФНР,
ЗПР) с целью направления на ПМПК и оказания помощи через
медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.
Взаимодействие с руководителем по физической культуре
1. Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.
2. Формирование
речевого
дыхания
(длительного
выдоха,
дифференциация ротового и носового дыхания).
3. Проведение расслабляющих упражнений (релаксации) для снятия
мышечного напряжения с элементами психогимнастики.
4. Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в
соответствии со словесными указаниями педагога.
5. Реализация коррекционных заданий для развития восприятия,
внимания, памяти и других высших психических функций.
6. Формирование умения сосредоточивать свое внимание на действиях по
словесной инструкции педагога.
Взаимодействие в работе с музыкальным руководителем
1. Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического
слуха, чувства ритма, слухового внимания, пространственной
организации движений, мимики, общей и артикуляционного уклада
звуков.
2. Автоматизация звуков в распевках.
19
3. Развитие неречевых функций.
4. Совершенствование речевой моторики (переключаемость, координация,
точность выполнения движения).
5. Развитие звуковысотного и динамического слуха, фонематического
восприятия.
6. Воспитание умения восстанавливать связь между звуком и его
музыкальным образом.
7. Совершенствовать музыкальный слух, певческий диапазон голоса.
8. Формировать умения правильно употреблять звуки родного языка в
различных формах и видах речи на музыкальных занятиях, а также во
всех ситуациях общения.
2.4. Мониторинг
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в кабинет по
оказанию логопедической помощи, проводится учителем-логопедом с 1 по 30
сентября и с 16 по 31 мая.
Цель обследования:
1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
2. Зачислить детей в кабинет по оказанию логопедической помощи, с
учетом выявленных нарушений.
3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую
систему компоненты:
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
3. Звукопроизношение
4. Сформированность звуко-слоговой структуры
5. Навыки языкового анализа
6. Грамматический строй речи
7. Навыки словообразования
8. Понимание логико-грамматических конструкций
9. Связная речь
Используемая методика: Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.
Для качественного анализа особенностей развития речи и
коммуникативной деятельности детей логопедической группы заполняются
речевые карты воспитанников и применяется следующая система
мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
• Сбор анамнестических данных
• Беседы с родителями
20
•
•
•
Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
Беседа с детьми
Беседа с воспитателями
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
Звукопроизношение:
1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки
(плохо различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи.
Речь смазанная, неразборчивая.
2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно
выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно,
но в спонтанной речи стойкие нарушения.
3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается
недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки
определённых групп смешивает, различает на слух плохо.
4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки
дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.
5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение
дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Фонематические процессы и слуховоспиятие:
1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных
фонетических групп.
2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и
определять их последовательность.
3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких
фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции.
Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных
произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной
звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
5 – Все фонетические процессы в норме.
Лексика:
1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами,
звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В
речи преобладают односложные и двусложные слова.
2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет
предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми
предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками
обиходно-бытовой лексики.
3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая
лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения
при подборе синонимов, некоторых антонимов. Заменяет слова близкие по
ситуациям и внешним признакам.
4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет
21
местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии.
Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи
антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает
ошибки в употреблении сложных предлогов.
5 – Лексика в норме.
Грамматический строй речи:
1 – Не различает грамматические формы.
2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при
изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.
3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много
ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются
аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа.
Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные
ошибки в употреблении предлогов.
4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в
предложении существительных с числительными и при образовании форм мн.
числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.
Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.
5 – Развитие грамматического строя речи в норме.
Связная речь:
1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы.
Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь
резко аграмматична.
2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании
предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений
только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную
форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказаописания.
3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины
самостоятельно. Речь часто не последовательна, носит схематичный характер.
Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа.
Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет
скрытый смысл рассказа.
4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете
самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные
лексико–грамматические ошибки при построении предложений.
5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии
сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.
Артикуляционная моторика:
1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не
может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в
строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус
22
(открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов,
лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.
2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное
выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная
переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии
(содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор
кончика языка.
3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении
динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.
4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений,
динамичности и переключаемости.
5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без
особенностей.
Мелкая моторика:
1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы.
Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.
2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус
вялый, сила кисти недостаточна.
3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает
затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.
4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и
переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в
ассиметричных движениях.
5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.
Слоговая структура слова:
1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа
слогов.
2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости
слов разной слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и
слогов; повторение слогов; добавление лишних.
3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче
звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду
сложной слоговой структуры.
5 – Слоговая структура в норме.
Оценочные баллы:
1 – очень низкий
2 – низкий
3 – средний
4 – выше среднего
5 – норма
Результаты диагностики уровня речевого развития заносятся в таблицу
(Приложение 1).
23
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были
составлены следующие документы, регламентирующие работу в кабинете по
оказанию логопедической помощи в ДОУ на 2022-2023 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год, в
который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми
(Приложение 2);
- Перспективный план работы с детьми 5-6 лет ФФНР и ОНР (Приложение
3);
- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет ФФНР и ОНР (Приложение
4);
- Календарно-тематический
план по формированию лексикограмматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
(Приложение 5);
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению в
кабинете по оказанию логопедической помощи в ДОУ на 2022 - 2023 учебный
год (Приложение 6).
3.Развивающая предметно-пространственная среда
Предметно-пространственная развивающая среда в логопедическом
кабинете создает возможность для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять
свои способности не только в организованной образовательной, но и в
свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному
развитию личности.
Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда
делится на центры:
1. Центр
коррекции
звукопроизношения:
зеркало
настенное,
индивидуальные зеркала, перед которыми проводится значительная часть
работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и
мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация),
картотеки артикуляционных гимнасик, комплексы артикуляционных
гимнастик, картотеки предметных и сюжетных картинок для автоматизации
и дифференциации звуков всех групп, настольно-печатные игры для
автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
2. Центр развития мелкой моторики и речевого дыхания: картотеки игр и
упражнений, сухие бассейны, массажные мячики, шнуровки, природный
24
материал, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, игры с прищепками,
разрезные картинки, разнообразные вертушки, трубочки, мыльными
пузырями, ватные шарики, игры на поддувание и т.д.
3. Центр развития фонематического восприятия, анализа и синтеза:
картотеки игр и упражнений на развитие фонематических процессов,
настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и
слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Слоговой поезд»,
«Волшебные дорожки и т.д.), разрезной алфавит.
4. Центр развития лексико-грамматической стороны речи: картотека игр по
развитию лексико-грамматических категорий речи, предметные картинки по
лексическим темам, настольно-печатные игры для совершенствования
грамматического строя речи, пособия для развития грамматического строя
речи (Новиковская О.А., Косинова Е.М.)
5. Информационный центр оборудован стендом «Уголок логопеда», в
котором располагается сменная информация по различным видам нарушений
речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми
рекомендациями логопеда.
6. Центр дидактического и методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебнометодическими пособиями по коррекции и развитию речи, альбомы для
обследования речи.
25
4. Список литературы
1. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Р, РЬ. Домашняя тетрадь для детей 57 лет. Москва, «Сфера», 2012
2. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л, Ль. Домашняя тетрадь для детей
5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
3. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л-Р, Ль-Рь. Домашняя тетрадь для
детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
4. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки С-Ш, З-Ж, Ч-Щ, С-З, Сь-Зь.
Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
5. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Р, РЬ. Домашняя тетрадь для детей 57 лет. Москва, «Сфера», 2012
6. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л, Ль. Домашняя тетрадь для детей
5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
7. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л-Р, Ль-Рь. Домашняя тетрадь для
детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
8. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки С-Ш, З-Ж, Ч-Щ, С-З, Сь-Зь.
Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
9. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы». –
М.: Мозаика-синтез, 2014
10.Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском
саду 2001.
11.Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей: вып. 1. Звук Л. – М.: ВЛАДОС, 2016.
– 80с.
12.Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей: вып. 3. Звук Р. – М.: ВЛАДОС, 2017. –
120с.
13.Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей: вып. 5. Звуки С - СЬ. – М.: ВЛАДОС,
2016 - 128.
14.Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей: вып. 7. Звуки Ш, Ж. – М.: ВЛАДОС,
2017. – 136с.
15.Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия». Основы теории
и практики. – М.: Эксмо, 2011.
16.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 279 с.
17.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет.
М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208с.
18.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет.
М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192с.
19.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
26
20.Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
21.Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
22.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
23.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
24.Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками.
– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с.
25.Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками.
– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с.
26.Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 3 для занятий с дошкольниками.
– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с.
27.Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 4 для занятий с дошкольниками.
– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с.
28.Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками:
Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 32 с.
29.Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками:
Транспорт, профессии, мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 32 с.
30.Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 3 для занятий с дошкольниками:
Звери, птицы, насекомые, рыбы, времена года. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 32
с.
31.Мухина А. Речедвигательная ритмика. – М: АСТ: Астель; Владимир: ВКТ,
2010. – 123с.
32.Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
33.Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации
звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 112с.
34.Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным на картинкам (3 – 5
лет). Вып. 5. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- 24с.
35.Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 64с
36.Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для
занятий с детьми 2 – 4 лет. – СПб.: Издательство «Корона.Век», 2016. – 64с.
37.Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для
занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: Издательство «Корона.Век», 2016. –
80с.,илл.
27
38.Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для
занятий с детьми 6 – 8 лет. – СПб.: Издательство «Корона.Век», 2015. – 64с.
39.Сиротюк Л.А. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. –
М.: АРКТИ, 2008. – 60с.
40.Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 4 – 5 лет. – Волгоград:
учитель, 2012. – 232с.
41.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 – 54с.
42.Созонова Н. С чего начинается слово. Методическое пособие с
иллюстрациями по развитию речи для детей 4-6 лет. – Екатеринбург: ООО
«Литур-опт», 2013. – 30с.
43.Созонова Н., Куцина Е. Лексика, грамматика, связная речь (для детей 4 – 7
лет). Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. –
Екатеринбург, 2012.
44.Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Тетрадь. Фонетические рассказы и
сказки. Часть 1. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32с.
45.Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Тетрадь. Фонетические рассказы и
сказки. Часть 2. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32с.
46. Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Тетрадь. Фонетические рассказы и
сказки. Часть 3. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32с.
47.Ткаченко Т.А., Обогащаем словарный запас: тетрадь. – Екатеринбург:
ООО»Литур-опт»,2013. – 24с.
48.Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В.
Лагутина. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция
нарушений речи. – М.: Просвещение, 2008.
49.Четверушкина. Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод
устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.
– 192с.
50.Швайко Г.С. Игры и упражнения по развитию речи. Пособие для
практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с.
28